В Российской Федерации активно реализуется государственная программа восстановления слуха глухих детей с помощью операции кохлеарной имплантации (КИ). Результативность КИ во многом определяется организацией адекватной психолого-педагогической помощи после операции КИ, использованием специальных подходов и методов при развитии ребенка с нарушенным слухом, взаимодействием различных специалистов. Процесс реабилитации состоит из нескольких этапов, осуществляется в медицинских и реабилитационных центрах, в него также включены педагоги образовательных организаций различных ступеней (ДО, НОО, СОО).
Программа курса основана на уникальном многолетнем опыте специалистов Центра реабилитации слуха и речи «Тоша&Co» по системному обучению кохлеарноимплантированных детей и взрослых, имеет практико-ориентированный характер.
Образовательный курс в 2024 году состоится с 26 февраля по 2 марта
Образовательный курс предназначен для педагогов системы ДОО и НОО, педагогов коррекционного профиля (сурдопедагоги, логопеды, дефектологи, реабилитологи, специалисты, работающие с детьми с ТНР и сочетанной патологией), сотрудников реабилитационных и медицинских центров.
Обучение (только очный формат) проводится совместно с партнером ЦР «Тоша&Со» компанией ООО «Образовательные системы». Участники получают удостоверение о повышении квалификации установленного образца (54 ак.час).
Тематика курса — слухоречевая реабилитация детей: инструменты и методики, место и участие разных специалистов, индивидуальная и командная работа.
Обучающиеся овладеют компетенциями, необходимыми для осуществления коррекционной работы на разных этапах реабилитации с детьми (с КИ, с СА или с нормой слуха) в соответствии с их возрастными, сенсорными и интеллектуальными особенностями; ознакомятся с методами эффективного взаимодействия с родителями, включения их в процесс реабилитации/образования; изучат нормативно-правовую базу.
Спикеры обучающего курса: команда центра «Тоша&Со» — сурдопедагоги, терапевты (речевой, музыкальный, телесный, игротерапевт), нейропсихологи, сурдологи (специалист по настройкам КИ/СА), клинико-технический специалист по имплантируемым системам. Приглашённым экспертом выступит Эмилия Ивановна Леонгард, кандидат педагогических наук, автор метода «Формирование и развитие речевого слуха и общения у детей с нарушением слуха».
Модуль I
- Введение в акустику. Анатомия и физиология слуховой системы. Методы исследования слуха у детей и взрослых.
- Слуховые решения (КИ, 2КИ, КИ+СА, 2СА, системы костной проводимости) и ключевые факторы эффективности реабилитации.
- Кохлеарная имплантация: принцип работы, отбор кандидатов, показания и противопоказания, операция, подключение, реабилитация.
- Взаимодействие сурдолога и сурдопедагога в настроечных сессиях КИ/СА.
- Технические особенности систем КИ/СА— области знаний педагогов, дефектологов и родителей.
Модуль II
- Педагогическая диагностика слуха. Диагностика уровня речевого развития.
- Специфика слухоречевого развития кохлеарноимплантированных детей, глухих детей и детей с нарушениями речи при норме слуха.
- Развитие слуха и речи у детей с сочетанными нарушениями (двигательные расстройства, тяжелые нарушения речи, аутизм, слуховая/аудиторная нейропатия). Выбор стратегии для формирования произношения у детей с ТМНР.
- Специфика работы сурдопедагога и логопеда с КИ детьми.
- Работа логопеда с ребёнком, имеющим нарушения слуха, на начальном этапе.
- Особенности работы по формированию слоговой структуры и грамматики.
- Сурдопедагогическая работа со школьниками. Индивидуальные и коллективные занятия.
- Леонгард Э.И. «Сурдопедагог в современной системе помощи ребёнку с нарушенным слухом. Взаимодействие специалиста с семьёй в процессе воспитания ребёнка».
Модуль III
- Введение в нейропсихологию детского возраста.
- Нейропсихологические приемы работы с детьми КИ. Эффективное занятие с ребенком.
- Двигательная коррекция. Специфика работы нейропсихолога при гиперактивности.
- Трудности школьного обучения, нейропсихологический подход.
- Профилактика и приемы коррекции манипулятивного поведения у детей. Выбор образовательного учреждения — как не ошибиться?
- Особенности работы с родителями детей с КИ и СА. Психологический аспект.
- Профилактика выгорания и приемы саморегуляции педагогов в работе с детьми с ОВЗ.
Модуль IV
- Использование подхода DIR-floortime и «Игровой педагогики» в работе с детьми с нарушением слуха и особенностями развития.
- Работа с движением. Формирование схемы тела. Индивидуальные и групповые занятия.
- Сенсорная интеграция в комплексе помощи детям с нарушенным слухом.
- Музыка в коррекционно-терапевтической работе с КИ детьми.
- Использование методических, дидактических пособий и программного обеспечения в работе. Средства и инструменты АДК.
Модуль V
- Принципы организации деятельности Центра «Тоша&Co». Алгоритм разработки индивидуальной программы реабилитационного курса пациентов с СА и КИ.
- Нормативно-правовое поле реабилитационного процесса. Образовательный маршрут ребёнка с нарушением слуха.
- Ассистивное оборудования по слуху. Решение проблем слухового дефицита при использовании детьми КИ и СА.
Формы обучения: посещение открытых занятий, лекции, семинары, практика, разбор кейсов, самостоятельная работа обучающихся (изучение материалов по теме курса).
Аттестация обучающихся проводится по результатам самостоятельных занятий курсантов с детьми с супервизией (6 день обучения).
На теоретических и практических занятиях используются образовательные технологии, отражающие специфику программы, а именно активные формы обучения: анализ конкретных ситуаций, тематические дискуссии, решение практических задач и интерактивные формы, включая работу в малых группах и совместное выполнение заданий.
Предусмотрено посещение Центра реабилитации слуха и речи «Тоша&Co» и ГК «Исток-Аудио» (экскурсия).
Организационные вопросы
Стоимость участия - 40 000 рублей (цена зафиксирована для весеннего курса), в стоимость включены образовательный курс, портфель участника, кофе-брейки.
Место проведения: г. Фрязино Московской области, бизнес-центр отеля «Планета IQ», ул. Комсомольская, стр. 17 Б.
Проживание: в одно- или двухместном номере отеля «Планета IQ» в г. Фрязино по специальным для наших участников тарифам (стоимость проживания в 2х местном номере 1925р /место, одноместный — 3850р)
Питание: В номерах есть мини-холодильники и электрочайники. Участники обучения могут за отдельную плату питаться в «Dream Café», работает сервис доставки комплексных обедов. В шаговой доступности продуктовые магазины.
Регистрация: контактное лицо Никитина Елена воцап 8(910) 4385613 nick_6@mail.ru, или Шиханова Яна, тел.8(916)4406255 info@educsys.ru. Регистрация на первый поток до 12 февраля.
Слушателю будет направлен: Договор и Счет на оплату, Программа курса. Для бронирования проживания необходимо в заявке отразить потребность в гостиничных услугах, указав даты/время заезда и выезда из отеля, выбранный вариант проживания (одноместное или двухместное).
Будем рады видеть Вас и Ваших коллег среди участников образовательного мероприятия Центра «Тоша&Со»!
Рябчикова Анна Львовна
Генеральный директор Центра реабилитации слуха и речи «Тоша&Со».